Главное управление культуры
Адрес: 660017, г. Красноярск, пр. Мира, 39
Тел/факс: (391) 273-01-88
E-mail: kultura@admkrsk.ru


Главная страница / 


V. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Стратегия культурной политики Красноярского края разработана с учетом конституционных прав граждан и культурно-исторических особенностей края. Основные векторы культурной политики предполагают формирование новой парадигмы мышления у всех субъектов культурной деятельности, обусловленное социально-экономическими и агломерационными процессами, в том числе реализацией проекта «Комплексное развитие Красноярской Агломерации до 2020 года» и необходимостью создания нового культурного пространства региона.

Идеология развития Красноярского края должна включать в себя мощный социально-культурный компонент, предлагающий лучшие стандарты жизни и равные условия для реализации внутреннего творческого потенциала и культурных запросов социума и отдельных личностей, творцов.

Реализация основных задач культурной политики Красноярского края будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
Идентичность. Формирование регионального культурного самоопределения жителей края.
Формирование культурной идентичности края в федеральном масштабе и культурной самоидентификации различных сообществ, групп и индивидов является приоритетным направлением культурной политики в условиях глобализации. В процессах сближения и интеграции различных социально-культурных и национально-этнических общностей потребность в определении собственной культурной идентичности региона приобретает особую актуальность и способствует идентификации населения с уникальным образом края.

1. Формирование уникального образа культуры Красноярского края:
проектное исследование, творческое применение и трансляция знаков, образов, символов и мифо-поэтических моделей мира, присущих историческим и современным культурам края;
расширение представлений жителей края о возможных и приемлемых сценариях культурного развития личности и общества;
придание культурной осмысленности пространственной организации территории края;
развитие культурно взвешенных идей гражданственности, патриотизма, толерантности;
формирование положительного общественного мнения и поднятие престижа культуры Красноярского края как внутри региона, так и за его пределами;
организация межличностного диалога учреждений культуры с населением, актуализирующего вопросы его просвещения;
преодоление возрастной и социальной дифференциации культурных предложений, учитывающих специфику детского, подросткового, среднего и старшего возраста, а также профессиональную окрашенность населения;
формирование атмосферы гостеприимства посредством развития культурного туризма и широкого использования маркетинговых технологий и повышения уровня сервиса культурных услуг.

2. Сохранение, эффективное использование культурно-исторического наследия и поддержка культурного многообразия Красноярского края:
содействие развитию национальных культур, в том числе коренных народов Красноярского края;
разработка принципов толерантного межнационального и межконфессионального общения;
сохранение, использование и продвижение объектов материального и нематериального культурного наследия в целях всестороннего развития края;
координация, регуляция и поддержка творческих инициатив в отношении традиционных культур и субкультур (этнических, конфессиональных, возрастных, социальных) и включение их в активную творческую жизнь региона;
сохранение и продвижение культурного наследия края, ознакомление мирового и российского сообщества, особенно нового поколения, с богатым и разнообразным наследием края;
создание системы обмена опытом в области сохранения культурного многообразия с использованием для этого современных компьютерных технологий, всемирной сети Интернет и полиграфических изданий об объектах культурного наследия Красноярского края;
сохранение и содействие развитию культурно-исторического потенциала городских и сельских архитектурных ландшафтов и комплексов;
способствование инфраструктурным преобразованиям исторических центров городов края для их сохранения и функционирования как составной части культурного пространства;
реконструкция культурно-исторических объектов и их музеефикация;
сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия;
идентификация, документирование и мониторинг состояния объектов нематериального культурного наследия народов и народностей края;
адресная поддержка организаций и учреждений культуры, коллективов народного творчества, граждан, являющихся носителями и распространителями традиций народной культуры, национально-культурных автономий;
поддержка инновационных проектов, направленных на сохранение, развитие и популяризацию традиций народной культуры края (различные формы творческой деятельности, концертно-лекторская, выставочная, научно-просветительская, пропагандистская, издательская, образовательная деятельность);
обеспечение безопасности культурно-исторических ценностей, находящихся на территории Красноярского края;
формирование государственно-частного партнерства, направленного на сохранение и восстановление культурно-исторического наследия Красноярского края.

Приоритетными будут проекты по сохранению культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, объектов культурного достояния, отнесенных к числу особо ценных объектов культурного наследия Красноярского края, памятников истории и культуры, расположенных в формирующихся туристско-рекреационных зонах на территории края.

Интеграция. Включение культуры Красноярского края в общероссийское и мировое культурное пространство.

Интеграция Красноярского края в общероссийский и мировой культурный и информационный процесс означает возможность развития культурного и духовного потенциала края на основе приобщения к культурным достижениям других регионов, зарубежных стран, а также использования его для формирования позитивного отношения к краю в стране и за рубежом, что в целом будет способствовать укреплению единства и целостности нашей страны, сохранению национальной культурной идентичности в условиях глобализации и международному взаимопониманию и сотрудничеству.

Планируемый комплекс мер будет направлен на:
приобщение населения края к культурным ценностям других регионов России и зарубежных стран;
создание условий для доступа населения других регионов России и зарубежных стран к культурному наследию и современной культуре края;
обеспечение повышения уровня творческого мышления в региональной художественной теории и практике до международного уровня креативности и сложности искусства и культуры;
содействие реализации проектов двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества, включая предоставление конкурсной поддержки проектов;
активизацию прямых контактов учреждений культуры, творческих союзов, общественных организаций с российскими и международными партнерами;
создание современной медиа-информационной и издательской инфраструктуры в сфере культуры, обеспечивающей интеграцию культуры Красноярского края в международные информационные культурные сети.

Приоритетными будут проекты двустороннего и многостороннего культурного сотрудничества с субъектами Сибирского федерального округа, Российской Федерации, со странами СНГ, дальнего зарубежья (Западная и Центральная Европа, Юго-Восточная и Восточная Азия, страны Америки) по культурному обмену и развитию культурного туризма.
Инновации. Содействие возникновению инновационных моделей мышления и развитию креативного потенциала Красноярского края.

Введение в культурное пространство края понятия «креативность» как доминирующего фактора постиндустриальной действительности, содействие формированию инфраструктуры креативности:
обеспечение поддержки и стимулирования инновационных творческих проектов в области культуры и искусства;
реализация модели многослойного культурного пространства с точками опережающего развития (приложение 2);
учреждение центра современного искусства и креативных технологий;
содействие созданию сети креативных площадок, платформ, инкубаторов, кластеров, «кварталов» в сфере культуры;
создание и поддержка медиа-информационных проектов для продвижения креативной культуры;
поддержка культурных лидеров – агентов институциональных перемен, создающих культурные смыслов и предлагающих масштабную мировоззренческую картину.

Институты. Сохранение, развитие и модернизация сети учреждений культуры.
Актуальность сохранения и модернизации институтов культуры и развитие кадрового потенциала обусловлена смыслообразующей ролью культуры в жизни общества в формировании эстетических потребностей, этических принципов и идеалов населения края и необходимостью восполнения профессионального сообщества отрасли кадрами с высоким уровнем компетенций.

1. Формирование благоприятной культурной среды на территории Красноярского края:
совершенствование видов и форм культурной деятельности, осуществляемой учреждениями культуры, социально-культурных технологий в соответствии с современными культурными запросами населения, расширение спектра предоставляемых культурных услуг, разнообразие форм деятельности учреждений культуры;
формирование новых творческих коммуникаций между субъектами Красноярской агломерации, обеспечивающих доступ населения к культурным благам посредством формирования «карты виртуального культурного пространства» и создания 7 досуговых медиакорпораций с «информационными ветками связи»;
расширение сети организаций культуры, увеличение числа площадок для предоставления культурных услуг населению в удаленных от центра районах города Красноярска посредством формирования «карты культурных центров» как центров культурного роста и развития территорий;
использование открытых общественных пространств (урбанизированных и естественных) для внедрения инновативных форм искусства и проведения культурных событий;
активизация деятельности организаций культуры, расположенных в «спальных» районах Красноярской агломерации;
организация и поддержка гастрольной, фестивальной и выставочной деятельности, расширение внутрикраевого культурного обмена, проведение национальных, этнических, фольклорных фестивалей, смотров, расширение географии краевых мероприятий посредством формирования «карты культурных маршрутов», узловыми точками которой являются осуществляемые культурные проекты;
стимулирование интереса граждан к чтению, литературному и историческому наследию;
создание условий для равного доступа населения к культурным благам, услугам, образованию в сфере культуры и выравнивания возможностей участия в культурной жизни независимо от уровня доходов, социального статуса, национальности и места проживания;
оптимизация и модернизация действующей сети государственных и муниципальных учреждений культуры путем создания интегрированных, универсальных, многопрофильных, многофункциональных комплексов, центров и учреждений, модернизация универсальных передвижных систем обслуживания (автоклубы, библиобусы);
повышение комфортности и адресности культурных услуг.

2. Развитие и поддержка профессионального искусства, системы художественного образования, воспитания и досуга:
выработка политики и нормативное правовое регулирование в сфере художественного образования;
повышение социального статуса и престижа художественного образования и предметов общеэстетического профиля в системе общего образования;
создание условий для получения художественного образования и приобщения к искусству и культуре всех групп населения, особенно детей, подростков и молодежи;
разработка мер по привлечению талантливой и профессионально подготовленной молодежи для работы в отрасли на территории края;
совершенствование системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, преподавателей путем отбора на конкурсах и фестивалях, учреждения грантов, создания специальных баз данных и др.;
совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров образовательных учреждений отрасли культуры и искусства и обеспечение устойчивого развития традиционной системы отраслевого образования;
учебно-методическое обеспечение образовательных учреждений отрасли культуры и искусства;
поддержка художественного творчества в профессиональном искусстве путем совершенствования механизмов стимулирования творческих процессов в общественных организациях, занятых в сфере культуры, и обеспечения социальной защиты творческих работников;
содействие и поддержка современного инновативного и экспериментального искусства;
поддержка детского и молодежного творчества, в том числе в нетрадиционных видах искусства;
развитие материально-технической базы образовательных учреждений в сфере культуры и искусства;
развитие культурно-образовательной деятельности, направленную на детско-юношескую аудиторию, привлечение семейной аудитории, различных групп и категорий взрослого населения;
внедрение инновационных моделей и методик, современных технических средств и технологий в систему художественного образования и профессионального искусства;
развитие профессионального искусства, художественного творчества путем совершенствования механизмов его поддержки, стимулирования процессов в творческих союзах и коллективах, общественных организациях, занятых в сфере культуры и обеспечения социальной защиты творческих работников;
организация системы активной гастрольной деятельности театрально-зрелищных и концертных организаций как в крае, так и за его пределами;
поддержка культуротворчества населения в процессе народного творчества, в других видах и жанрах самодеятельного творчества, в том числе технического;
формирование системы ценностей, способствующих освоению русского языка и литературы;
создание благоприятных условий для проведения опытно-экспериментальной педагогической деятельности;
привлечение внимания общества к важности и приоритетности развития образовательной функции сферы культуры;
содействие развитию современного искусства и любительского творчества.

Приоритетными будут проекты, направленные на содействие развитию современного искусства и всех его направлений; содействие развитию творческих союзов и других общественных организаций, в том числе молодежных объединений; формирование кадрового потенциала культуры посредством выявления и поддержки талантливых детей и молодежи посредством совершенствования системы отраслевого образования и системы профессиональной переподготовки.

3. Обеспечение устойчивого развития учреждений культуры:
модернизация системы управления социально-культурными институтами;
создание новых высокотехнологичных региональных центров культурного роста и точек опережающего развития;
модернизация материально-технической базы учреждений культуры и обеспечение инновационного развития сети учреждений культуры за счет масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий, реализация механизмов поддержки; разработка и внедрение современных систем кодировки музейных предметов;
обеспечение сохранности зданий и помещений, занимаемых организациями культуры, и строительство новых объектов недвижимости для целей культуры в условиях городской агломерации;
пополнение и обеспечение сохранности библиотечного, музейного, кино- и иных фондов;
совершенствование механизмов взаимодействия с общественными движениями и объединениями культурной направленности;
создание оптимальных условий для ведомственной и межведомственной координации социально-культурных процессов.

4. Совершенствование управления и финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры:
повышение уровня доходов работников культуры, создание условий для карьерного и профессионального роста в сфере культуры;
укрепление связей и расширение взаимодействия между организациями культуры и образовательными учреждениями, формирующими управленческие кадры для сферы культуры;
внедрение мирового передового опыта управления культурными процессами;
содействие развитию меценатства в сфере культуры, реализация профильных программ благотворительных фондов, а также создание условий для развития негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры;
совершенствование системы нормативного правового регулирования деятельности институтов культуры.

Индустрии. Поддержка развития творческой экономики.
Формирование, разработка и реализация в сфере культуры механизмов, направленных на развитие и поддержку культурных и творческих индустрий, позволяющих внедрять инновационный социально-ориентированный тип развития отрасли с предложением нового спектра культурных услуг и товаров для всех жителей края.

Планируемый комплекс мер будет направлен на:
содействие формированию креативных агентств, обеспечивающих образовательную, юридическую, продюсерскую поддержку творческих индустрий;
развитие туризма и народных промыслов и ремесел;
содействие процессам организации и продвижения творческих продуктов, создаваемых на основе традиционных и инновационных культурных практик в крае;
развитие механизмов партнерства государства, бизнеса и организаций культуры;
содействие развитию предпринимательства в культуре, арт-менеджмента.

Приоритетными будут проекты, направленные на укрепление партнерства организаций и учреждений культуры и туристского бизнеса в целях обеспечения комплексного подхода к сохранению культурного наследия, развития народных промыслов и культурных традиций, решения проблем устойчивого развития городских и сельских территорий, развития культурного туризма.