Главное управление культуры
Адрес: 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 39, 4 этаж
Тел/факс: (391) 222-39-88
E-mail: kultura@admkrsk.ru


Главная страница / 


II. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

Исторически сформированное культурное пространство Красноярского края имеет специфические черты, обусловленные уникальностью природно-географических условий, культурой, бытом и укладом многонационального населения края. Идеологические и социально-экономические трансформации российского общества также наложили свой отпечаток на культуру как на отрасль, которая, преодолев неблагоприятные последствия глубокого кризиса, накопив позитивный опыт адаптации к новым рыночным условиям, подтвердила авторитет у населения и убедительно заявила о своем статусе системообразующего социального института.

Современная социокультурная ситуация в Красноярском крае характеризуется рядом тенденций: политико-экономическими, социально-культурными и технологическими.

1. Политико-экономические тенденции. Активная демократическая власть, сформировавшаяся на протяжении последних 5-7 лет в Красноярском крае, направленная на формирование благоустройства и благополучия жизни общества и интенсивную индустриализацию экономики, определяет следующие приоритетные направления развития.

Приоритет федеральной стратегии экономического развития «4И»: Институты. Инфраструктура. Инновации. Инвестиции. Данные концепты были сформулированы Д.А. Медведевым на Красноярском экономическом форуме в 2008 году и положены в основу современного экономического развития края. Культура, являющаяся одним из стратегических секторов развития края, также нуждается в определении приоритетов и их реализации.

Приоритет развития Сибири. В настоящее время концепция развития городов и сел Сибири изменяется. Основным приоритетом становится интенсивное развитие отраслей, добывающих сырье с его глубокой переработкой до конечного продукта с высокой добавленной стоимостью, а также развитие энергетического потенциала края, машиностроения, агропромышленного комплекса. Такие проекты, выступающие «точками роста» экономики края, определят широкое инфраструктурное развитие сел и малых городов, обеспечивая тем самым создание комфортных условий для проживания местного населения. Культура здесь должна выступать в качестве организующего начала социальной и духовной жизни общества, ресурса формирования привлекательности территорий и развития человеческого потенциала.

Приоритет инвестиционным экономическим проектам. Красноярский край развивается по сценарию «региона-локомотива», «магнита притяжения», реализовывая крупные инвестиционные экономические проекты. Например, строительство Богучанской ГЭС, создание Красноярской агломерации-2020 и другие.

Приоритет национальным и региональным проектам. На территории края реализовываются национальные и региональные приоритетные проекты в социальной сфере: образование, культура, здравоохранение.

Приоритет повышения инвестиционной привлекательности и статуса города Красноярска и края в мировом и общероссийском пространстве. Активный процесс изучения экономического, туристского, интеллектуального потенциала позволяет начать проектирование и активное строительство объектов международного уровня – отелей, выставочных деловых центров, бизнес-центров, горнолыжных курортов (Фан-парк «Бобровый лог», национальный парк «Ергаки»). Красноярск становится крупным, интенсивно развивающимся, экономическим, образовательным и культурным центром, местом притяжения для молодежи, что может превратить его в пространство постиндустриального развития.

Приоритет молодежи. В крае активно поддерживаются творческие инициативы молодежи, направленные на формирование и удовлетворение духовных, интеллектуальных, культурных запросов личности. Данная тенденция реализуется в проектах «Территория инициативной молодежи «Бирюса»», Золотой кадровый резерв, Красноярский молодежный форум, Краевой молодежный парламент, разработка и строительство экстрим-парка и другие.

2. Социально-культурные тенденции обусловлены неоднородностью пространства Красноярского края, потерей культурных связей и разнонаправленностью развития его территориальных субъектов:

1) город Красноярск – большая культурная столица Красноярского края, в ближайшем будущем – крупнейший город Сибири, развивающийся в постиндустриальном направлении. Модель развития города Красноярска характеризуется следующими процессами:
определенный рост благосостояния среднего класса жителей города;
формирование интеллектуальной и творческой студенческой среды посредством реализации следующих проектов: IQ-бал, Сибирский федеральный университет, становящихся «точками притяжения» молодежи в Красноярскую агломерацию-2020;
дифференциация городской молодежи, представленная образованием формальных и неформальных объединений молодежи и молодежных субкультур;
формирование многонациональной культурной среды, возникновение национальных диспропорций в городской среде;
усложнение религиозной среды города и края, увеличение конфессионального многообразия и возможности попадания молодежи в секты, носящие деструктивный и асоциальный характер;
появление отдельных фрагментов разножанровой и разностилевой городской культурной среды посредством строительства различных арт-объектов и креативного благоустройства;
интенсивное расширение сети услуг и торгово-развлекательных комплексов, различных кафе, становящихся местом не только развлечения, но и местом для проведения досуга и общения;
ускорение ритма жизни, информационных потоков, усиление транспортных проблем приводит к дефициту свободного времени у современных жителей большого города, особенно у молодежи;

2) города (Енисейск, Минусинск, Ачинск, Канск, Норильск и другие) – развивающиеся индустриальные города, малые культурные столицы края, точки опережающего развития, территориальные «магниты притяжения» молодежи. В этих городах наблюдаются следующие тенденции:
социальное расслоение населения;
утечка молодежи в крупные города;
попытка формирования благоприятной для жизни и творчества городской среды, строительство арт-объектов временного и постоянного использования;
активизация культурной жизни населения, в том числе создание благоприятных условий для духовного и культурного развития различных социальных групп населения. Например, в г. Канске, при поддержке муниципальных органов власти реализуются крупные международные культурные арт-проекты, направленные на изменение социально-экономической ситуации в городе посредством организации «культурной революции»;
предпосылки формирования культурных брендов малых городов посредством сохранения и использования уникального культурно-исторического наследия и реализации крупных арт-событий;
попытки формирования самобытной культурной среды малых городов посредством внедрения инновационных социально-культурных технологий и нетрадиционных форм досуга;

3) сельские поселения, представляющие собой аграрный мир, территории, характеризуемые самобытной народной культурой и уникальным культурно-историческим наследием, межнациональными и конфессиональными связями. В социально-культурной жизни населения села наблюдается ряд следующих процессов:
рост социально-демографических проблем, характеризуемых слабой социальной обеспеченностью населения и утечкой молодежи в крупные города, рост численности людей старшего возраста;
недостаточное развитие социально-культурной инфраструктуры, удаленность и оторванность сельских поселений от центров культурного развития;
исчезновение малых народов и народностей, являющихся носителями культурно-исторических, фольклорных и ремесленнических традиций, и, как следствие, потеря культурной самобытности сельских поселений.

3. Технологические тенденции определяют современный вектор информатизации Красноярского края:
активное развитие и внедрение Интернет-коммуникаций, медиа-технологий во все сферы жизнедеятельности населения;
информатизация жизни общества, доступность всех видов связи для жителей больших и малых городов;
создание ресурсных образовательных центров в каждом районе края;
виртуализация социально-культурного пространства.

Анализ сферы культуры Красноярского края позволяет выделить ряд ее сильных и слабых сторон.
Сильные стороны:
1. Уникальное материальное и нематериальное культурно-историческое наследие края.
2. Многообразие культур с уникальными традициями, представленными во всех видах искусства.
3. Самобытность малых народов Севера и других народностей, населяющих территории края.
4. Мощный художественный потенциал культуры Красноярского края.
5. Высокоразвитое профессиональное искусство со сложившейся инфраструктурой и системой творческих объединений и союзов по всем жанрам и видам искусства.
6. Уникальность и разнообразие природно-культурных ландшафтов края.
7. Развитая система непрерывного художественного образования, позволяющая сохранять преемственность традиций профессионального искусства.
8. Широкая сеть культурной инфраструктуры в крупных и малых городах края, сельских поселениях.
9. Сложившаяся история жизнедеятельности меценатов, подвижников, общественных деятелей, внесших вклад в сохранение и развитие культуры края, а также известных творцов – художников, писателей, хореографов, архитекторов, творческих коллективов, отдельных исполнителей, прославивших г. Красноярск и Красноярский край в России и за рубежом.
10. Богатство края творческими талантами.
11. Реализация краевого приоритетного проекта «Культура», в рамках которого осуществляется финансовая поддержка лучших творческих работников и одаренных детей края и значимых для жителей края социально-культурных проектов.
12. Устойчивый интерес институтов культуры, креативных центров и площадок к развитию и модернизации, внедрению новых технологий.
13. Высокий уровень толерантности в вопросах межнационального, межконфессионального и межкультурного взаимодействия.
Слабые стороны:
1. Слабая материально-техническая база учреждений культуры, ее несоответствие современным стандартам и нормам обслуживания населения.
2. Отсутствие достаточных финансовых вложений в приобретение дорогостоящих инструментов.
3. Слабый учет традиционными институтами культуры актуальных социально-культурных процессов и досуговых предпочтений различных категорий населения.
4. Несоответствие кадрового потенциала современному уровню возникающих проблем в социально-культурной сфере.
5. Отсутствие раздела культуры в реализуемых крупных социально-экономических проектах и программах на территории края.
6. Несформированность образа культуры в общественном сознании как стратегического ресурса экономического развития края.
7. Творческая молодежь не представляет общественной силы, слабо самоорганизована, институционально не оформлена и не заявляет о себе власти, обществу, в том числе бизнесу и СМИ.
8. В культуре и художественном образовании слабо развита инновационная и экспериментальная деятельность, присутствует недостаточно сильная направленность на развитие и позиционирование актуального искусства, развитие креативности, производство новых культурных смыслов, знаков, символов и ценностей.
9. Недостаточно сформирован притягательный и привлекательный образ культуры края для его жителей и гостей, как не сформирована региональная культурная идентичность, способствующая культурной самоидентификации населения.
10. Неравномерность развития культурной инфраструктуры и разноудаленность районных центров края от активно развивающихся культурных центров России и зарубежных стран.
11. Культура слабо ориентирована на молодежную аудиторию, не учитывает ее запросов, не оказывает влияния на формирование и регулирование социокультурной активности молодежи, не участвует в формировании новых культурных ценностей.
12. Недостаточная представленность традиционной и креативной культуры в сети Интернет. Неразвитость коммуникационных каналов, обеспечивающих высокую информативность, общение, диалог и доступ к ресурсам культуры в виртуальном пространстве.
13. Неразвита инфраструктура культурного туризма и не в полной мере актуализированы традиции гостеприимства.
Эти слабые стороны культурной сферы края могут усугубиться следующими внешними угрозами:
1. Сокращение бюджетных расходов на культуру в ситуации финансового кризиса. Как следствие – потеря уникальности и самобытности культуры края.
2. Отсутствие капиталовложений в инновационно-экспериментальную деятельность в сфере культуры. Как следствие – потеря привлекательности территории для жизни молодежи.
3. Принятие новых нормативных правовых документов, не учитывающих специфику учреждений культуры. Как следствие – снижение качества предоставляемых культурных услуг, разрушение традиций.

Необходимо отметить сложность и противоречивость современного культурного пространства края, в котором отражаются как региональные особенности и тенденции, обусловленные системой организации и функционирования субъектов социально-культурной деятельности, так и федеральные, имеющие общероссийскую проблематику, большая часть которых сформировалась вследствие проведения политико-экономических реформ без учета социально-культурных аспектов.

На сегодняшний день наиболее острыми являются противоречия:
между современными потребностями общества в ценностных ориентациях и неспособностью сложившейся системы культуры к их формированию и трансляции;
между существующим многообразием культур, характеризующим регион как конгломерат различных народов, и несформировавшимся целостным образом культуры края;
между наличием разнообразных локальных культур в крае и глобализационными процессами современности, приводящими к нивелированию культурных традиций и ценностей;
между достигнутым уровнем креативности и сложности мирового искусства и состоянием творческой мысли в местной художественной практике;
между потребностью в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным статусом отрасли культуры;
между наступательным движением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности современного общества и неготовностью отрасли культуры наладить взаимодействие с коммерческим сектором;
между внедрением инновационных технологий в жизнедеятельность общества и отсутствием возможности для их использования в действующих институтах культуры;
между современными потребностями общества в формировании нового рынка культурных услуг и невозможностью традиционной системы культуры наполнить его предложениями, адекватными спросу.

Под влиянием актуальных социокультурных тенденций Красноярский край синтезирует две модели культурной политики, в которой главную роль играет государство. Первая – «государство-инвестор», которая предполагает, что государство целенаправленно вкладывает инвестиции в создание сети территориальных точек опережающего культурного роста и развития и в производство культурных ценностей, новых смыслов и благ. Вторая – «государство-инженер», которая обеспечивает новыми технологиями, техническими средствами и мощной инфраструктурой сферу культуры и конструирует многослойное культурное пространство.

Для разработки механизма преодоления существующих противоречий социально-культурной практики необходим объективный анализ культурной ситуации в крае, который позволит не только более точно сформулировать проблемы, стоящие перед культурой в целом, но и определить дальнейшие перспективы ее развития, обладающие новизной, а именно:
1. Соотнесение современных культурных процессов региона с мировым культурным контекстом и вызовами времени, происходящими в социокультурной действительности, где культура выступает мощным ресурсом новой экономики и источником инновационного мышления.
2. Формирование региональной культурной идентичности Красноярского края как приоритета культурной политики.
3. Осознание востребованности творческих ресурсов, способных предложить инновационные модели мышления, где креативная составляющая является одним из факторов, определяющих социокультурную действительность.
4. Актуализация концептуально-проектного способа преобразования культурной среды, существенно повышающего роль и значение культурных институтов, в деятельности которых происходит формирование креативного ядра, и соотнесение с современными коммуникационными процессами и инновационными технологиями.
5. Моделирование многослойного культурного пространства Красноярского края с точками опережающего роста и реализация посредством предложенных технологий.